?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Усинская Атлантида

     Помню, с какой завистью слушал в детстве мальчика, приехавшего из Крыма. Он рассказывал, как после дождя ходил по склону горы около древней крепости и собирал старинные монеты. «Везет же людям!» - думалось мне, - «А мы живем в каком-то крае без истории, где решительно нет ничего интересного и необычного». Где-то там далеко, казалось мне, были древние тайны, загадочные клады, легендарная Атлантида. Пройдет время, и я узнаю, что вещи, найденные в Сызранском уезде, хранятся и в Эрмитаже, и в Государственном Историческом музее. Увижу и место, где старинные монеты можно просто собирать, как грибы. Было это на берегу Усы, прямо на пляже одной из турбаз, там, где на дне скрылся под водой от посто-ронних глаз неведомый средневековый город. Оттуда из глубины волны выбрасывали монеты, отчеканенные в Золотой Орде.
    CIMG4869
 

В конце XIX века симбирский любитель старины и археолог Владимир Поливанов узнал, что недалеко от села Муранка местные жители находят множество старинных вещей. Большое количество серебряных изделий постоянно поступает отсюда на переплавку к сызранским ювелирам. В 1891 году здешний дворянин А.В.Толстой приобрел здесь целый клад, состоявший из 442 монет. Он и установил, что все они были отчеканены в Золотой Орде в первой половине XIV века.
Поливанов выяснил, что выше села Муран-ки, при строительстве мельницы, было прорыто новое русло Усы, которое зацепило древний мо-гильник на ее правом берегу. Он решил провести здесь археологические раскопки. Уже в наши дни приходиться читать мнения о том, что Поливанов нанес этим больше вреда, чем принес пользы. При этом, как-то умалчивается, что памятник сейчас вообще затоплен водами Куйбышевского водохранилища, после очень скромного точечного предварительного обследования. Все что мы знаем о нем, знаем от Поливанова.
Новое изображение
Именно он произвел масштабнейшие раскопки, о которых только может мечтать современная худосочная наука, опубликовал их результаты. Поливанов сделал все, чтобы о сызранской истории узнал весь мир. Сюда был приглашен французский археолог барон де Бай, часть находок была передана в Эрмитаж. Поливанов делом доказал, что нам ни к чему примазываться к чужой истории, ибо наша собственная ничуть не беднее. Так что же все-таки он нашел?
    Раскопки велись на территории могильника, занимавшего площадь около десяти гектаров. В литературе он остался под наименованием «мордовского», так как было найдено много элементов костюма именно этого народа. Точнее, народов. Под Муранкой найдены вещи и мордвы-мокши, и мордвы-эрзи. Но, судя по всему, этническая принадлежность захоронений была намного шире. Ведь погребальный обряд на этом могильнике отличался очень большим разнообразием.
2
Всего было обследовано около 700 могил. Людей здесь хоронили и в долбленых колодах, и без всяких гробов, сжигали. Было даже найдено захоронение всадника с конем. Во многих могилах с умершими клали вещи, в других не было совсем ничего. На территории могильника най-дено много лошадиных костей. Может это следы тризны из конины? Над одной из могил стоял двухметровый памятник с надписью на арабском алфавите, которую не смогли прочитать. Может поэтому местное население называло кладбище «татарским»?

12Или потому что в могилах здесь находили множество монет с надписью арабской вязью?
11
Поливанов прочитал на них имена золотоордынских ханов Узбека, Джанибека, Бердибека и Тимур-Ходжы.
Всего было найдено более 2000 предметов. Колокольчики, кольца с конской сбруи, топоры, стрелы, ножи, удила и стремена. Кроме этого кремни и огнива, множество синей и красной посуды, детские игрушки, металлические зеркала с изображением рыб. Попадались амулеты из зубов и когтей волка и медведя. И, конечно, было много украшений. Серьги, кольца, браслеты, перстни, бусы металлические, стеклянные, сердоликовые, сделанные из горного хрусталя и раковин.
4
Особенно много было таких специфических деталей мордовского костюма, как пуло-керь и сюльгамы. Первый – это накосник. Коса наматывалась на прут, оплеталась сверху кожа-ным ремнем и обвязывалась тонкой серебряной проволокой. Второй – подвеска. Их находили, обычно в районе талии, поэтому посчитали поясным украшением. Попадались и довольно высокохудожественные ювелирные изделия. Например, серебряная подвеска, украшенная зернью и зеленой эмалью.
5
Но, самые редкие и ценные находки, как водиться, приходятся не на долю ученых. Один соседний помещик показал Поливанову совершен-но бесподобную вещицу, которую он купил в 1888 году у одного местного жителя, утаившего место находки. Это был золотой медальон подковообразной формы, украшенный зернью, весом 60 грамм. В середине его зияло углубление, оставшееся от выпавшего драгоценного камня или эмалевой миниатюры. Поливанов купил эту редкость и подарил Императорскому Эрмитажу. Хочется надеяться, что она и поныне там.
3
По всему было видно, что где-то рядом в XIV веке было большое поселение. Археологи обнаружили его следы на острове, образованном старым и новым искусственным руслом Усы. Пло-щадь городища определили «на глаз» в 70 гектар. Там еще сохранялись остатки какого-то каменного здания размером шесть на четыре метра. В нем нашли кусочек изразца бирюзового цвета, немного свинца и железную полосу. Местные жители рассказали, что совсем еще не-давно рядом стояла какая-то каменная башня. На этом исследование и закончилось.
Советские археологи заглянут сюда «на минутку», перед строительством ГЭС, после че-го тайну поселения у Муранки поглотят воды Куйбышевского водохранилища. Но в наших окрестностях осталось много других золотоордынских памятников. Ведь наш край в ту пору был довольно густо заселен.
11
Это были уже пришлые люди. Судя по всему, после страшного погрома во время монгольского нашествия наш край вообще обезлюдел. Ни на одном из булгарских поселений жизнь так и не возобновилась. За исключением крепости возле села Переволоки. В ней, кстати, не обнаружено ни следов пожара, ни разгрома. Может, она была покинута жителями перед нашествием? В любом случае, это единственное булгарское поселение, продолжавшее существовать и во времена Золотой Орды. Больно уж место стратегически выгодное. У переволоки из Волги в Усу.
10
Все другие поселения возникли на новых местах. По всему берегу Усы от села Большая Борла в Ульяновской области до Комаровки. В Приволжском районе, на территории современного Октябрьска. Расположение поселков и их многолюдность позволяет утверждать, что их жители жили, в основном, не сельским хозяйст-вом, а обслуживали торговые пути. Волжский и ту самую Батыеву тропу, которая начиналась от переправы у Батраков и вела на Русь.
9
По мнению некоторых исследователей имен-но здесь последний раз проезжал возвращавшийся из Орды Александр Невский. Он умер, не доехав до дома, в Городце. Считается, что это город в Нижегородской области. Но никто не обращает внимания, что это, мягко говоря, не по пути. В то время, как прямо на дороге из Орды лежит пограничный Городец-Мещерский. Его в XV веке переименовали в Касимов и прежнее название подзабылось. Скорее всего, именно там и встретил свой последний час Александр Невский, возвращавшийся из Орды по обустроенной и безопасной Батыевой дороге.
    Рядом, за Волгой была летняя ставка ханов, и здесь нередко переправлялись и послы, и русские князья, ехавшие в Орду. Перевозчики имели от ханов немалые привилегии. Французский посол Рубрук, ехавший к Батыю в XIII ве-ке, даже оставил свои впечатления от этой переправы. Его повозки переправили на связанных между собой лодках. Привыкший за все время путешествия получать бесплатно лошадей, посол оставил своих коней на правом берегу. Каково же было его изумление, когда на левом на его требования ответили отказом. Перевозчики сослались на льготы и особый статус, пожалованный им ханом.
    Все эти люди были переселены отсюда из других мест. Принудительно или добровольно мы не знаем, но, судя по материалам археологических раскопок, основную массу их составляли русские и мордва. Мордва, как свидетельствует тот же Рубрук, успела побывать с монголами в походе в Западную Европу, где «их государь и большая часть людей убита в Германии». Теперь они уверенно обжили долину Усы. Русские жили в основном по берегам Волги. Их керамика, на-тельные кресты и другие вещи находят у Переволок и Печерских Выселок.
    Золотая Орда была самой настоящей империей, в которой человек любой национальности мог спокойно жить в любой ее части. Что касается наших краев, то здесь снова не обходиться без белых пятен.
    Что все-таки за поселение существовало в районе Муранки? Судя по размерам кладбищ, оно было довольно внушительным. На село или простой поселок перевозчиков явно не похожее. Если это был город, то, как назывался? Отсутствие укреплений не должно смущать. В Золотой Орде времен благополучного имперского периода их не строили. Незачем. Никому и в страшном сне не пришла бы в голову мысль напасть на одно из могущественнейших государств тогдаш-него мира.
8
О Золотой Орде в XIV веке много писали и путешественники и русские летописцы, европейцы даже изображали ее на своих картах. Ищут же  до сих пор загадочный Самар, отмеченный венецианцами в наших краях. С другой стороны, муранское поселение находилось на приличном удалении от Волги, и проезжавшие по ней купцы и путешественники вполне могли его не заметить. В русских летописях упоминается некий золотоордынский город Бездеж, который до сих пор не обнаружен. Может это он? Ведь город лежал на Батыевой дороге и именно русским должен был быть хорошо известен.
Скорее всего, такая безымянность постигла город вследствие его недолговечности. Ведь, судя по всему, он просуществовал чуть более полувека.
     Наука по этому поводу, как водиться, молчит. Слишком мало фактов. Да и откуда им взяться? Раскопок практически не велось. Но при анализе монет, обнаруженных на берегах Усы, заметили, что самые поздние из них отчеканены в 1364 году. Значит, именно тогда город прекратил свое существование. Почему?
    Это был период гражданской войны в Орде. «Замятни», как называли ее русские летописи. Ханы в Сарае менялись, зачастую, по нескольку раз в год. Некоторые стали захватывать себе независимые улусы. В 1361 году князь Булат-Тимур «Болгары взял и все города по Волге и улусы и отнял весь Волжский путь». В то же самое время мордовское правобережье захватил хан Тагай. Оба они вели себя, как суверенные государи, чеканили монету со своим именем.      Нетрудно заметить, что низовья Усы оказались на самом опасном стыке новоявленных улусов и основной территории Орды, да еще здесь засел некий «муж силен» Секиз-бей, до этого орудовавший где-то в донских степях. Русские летописи сообщают, что Тагай был в 1365 году разгромлен суздальцами и нижегородцами, после чего исчез со страниц исторических хроник.А в 1367 году был разбит Булат-Тимур, и над Булгарией восстановилась власть столичного хана. Не исключено, что именно в этих междоусобных стычках и было разгромлены муранское и костычевское поселения (там тоже был найден клад с последней датой на монете 1364-й год).
     Имеет право на существование и еще одна версия. С началом усобицы в Золотой Орде, на нее с верховьев Волги стали совершать набеги новгородские ушкуйники. Объектами их нападений были именно прибрежные города. Как раз в 1366 году состоялся очередной набег на Среднюю Волгу. Богатый незащищенный город, навер-няка, не имевший гарнизона, был лакомой добычей. Но все это лишь версии.
    Но то, что жизнь города прервалась тра-гически не вызывает никаких сомнений. Здесь часто находили следы пожара – обгорелое дерево, куски оплавленного металла. Почему с ним расправились с такой жестокостью? Все остальные города Золотой Орды пережили усобицу более или менее благополучно. Тайну эту поглотили усинские волны.

promo samarski_kray август 11, 19:12 11
Buy for 100 tokens
Полагаю, многие уже в курсе отличной новости, что в Самаре возродят легендарный фестиваль "Рок над Волгой"? Он пройдет на "Самара Арене" в 2020 году. Губернатор Дмитрий Азаров пообещал перезагрузку фесту - новый формат, но ту же атмосферу. А помните, как все начиналось в 2009 году? Подумать…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
zubetc
Sep. 17th, 2016 04:28 am (UTC)
спасибо, понравилось.
livejournal
Sep. 17th, 2016 04:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
eremkin_kub
Sep. 17th, 2016 06:00 am (UTC)
А у нас дайверы ныряют за монетами?
krumza
Sep. 17th, 2016 06:54 am (UTC)
Врать не буду, не знаю. Думаю, вряд ли. Во-первых для работы под водой нужен специальный металлоискатель. А во-вторых, зачем нырять, когда монеты в наших краях можно собирать прямо под ногами без всяких металлоискателей. Как грибы. Я знаю людей, которые набирали этих монет прямо на пляже на турбазе
eremkin_kub
Sep. 17th, 2016 06:55 am (UTC)
Мне не попадались монеты(
krumza
Sep. 17th, 2016 06:57 am (UTC)
Раз на раз не приходится. Если тема будет пользоваться спросом, выложу ещё материалы о находках в тамошних местах. Там много чего интересного находят
eremkin_kub
Sep. 17th, 2016 07:08 am (UTC)
Буду ждать)
hvv
Sep. 17th, 2016 08:24 am (UTC)
переносы в словах внутри текста очень портят впечатление..
krumza
Sep. 17th, 2016 08:53 am (UTC)
Издержки производства. Такой текст очень сложно писать. Тем более напрямую в блог.
alexpsw
Sep. 17th, 2016 10:01 am (UTC)
Позвольте немного уточнить, внести ремарки и добавить.
Говорить об этничности (понятия, появившегося только в 19в.) жителей Самарской Луки тех времен , думается, не есть правильно. При этом можно и нужно говорить о религиозной идентификации людей (например, "мордва" - последователи дохристианских верований, "руськие люди" - последователи восточно-христианской Руськой Церкви и т.д.), которая (так же как и похоронные обряды) могла изменяться у одного и того же рода-племени. Этим (а также существовавшей тогда социальной миграцией по "Волжскому"(Итилю) торговому пути как раз можно объяснить многообразие похоронных обрядов в одном месте.
Так же вполне объясним исход некоторых поселений (точнее - крупных и расположенных недалеко от побережья) на Самарской Луке - перед Золотой Ордой. И ключ этот - произошедшая перед этим "баранья битва", где впервые (да, можно сказать, и единожды) монгольское крупное воинское формирование потерпело такое сокрушительное и обидное поражение от войск Волжской Булгарии. Как никак 40 тыс.пленных, обмененных ханом Батыем на овец, - весомый и, главное, обоснованный неукоснительным соблюдением Ясс Великого Чингизхана, повод обречь на смерть противника и опустошение его земель. Так как это было известно, население упомянутых поселений - живо, массово и в организованном порядке эвакуировалось (говоря нонешним языком).
А далее, учитывая внутреннюю политику Золотой Орды по неуклонному соблюдению порядка, восстановлению экономического потенциала всех своих земель, грамотную и эффективную фискальную политику (вмененный налог в 10% от оборота со льготами отдельным категориям) - поселения закономерно восстановились (и, возможно, усилиями прежнего, возвратившегося населения) и стали процветать.
Насчет известных по названию, но неизвестных по местоположению крупных городов Золотой Орды - таких не один. И вполне логично и обоснованно, учитывая географию, гидрологию, экономику, историческую предопределенность территории Самарской Луки, говорить о наличии там нескольких крупных поселений-городов Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды.
Еще одно крупное поселение имело место быть в районе Лбища, встречая все караваны по Итилю(Волге). Говорят именно его (времен Волжской Булгарии) имел в виду А.С.Пушкин в своей основанной на народных преданиях нашего края сказке о царе Салтане, где "пушки с пристани палят, кораблю пристать велят". А "остров Буян" - это и есть собственно Самарская Лука.
Однозначно можно сказать, что история Самарской Луки - это жемчужина российской истории, намеренно заброшенная в темный и пыльный угол.
krumza
Sep. 17th, 2016 11:50 am (UTC)
В том, что Самарская Лука истинный кладезь легенд, памятников и исторических мест, полностью с Вами согласен. Наша беда в том, что большинство из них принадлежит ко временам до вхождения края в Московское государство. А следовательно негласно относится как бы к истории второго сорта. Сколько я пытался привлечь археологов к тайнам каменного замка, остатки которого существовали на территории нынешнего Октябрьска ещё полтора века назад. Тщетно.
alexpsw
Sep. 17th, 2016 12:09 pm (UTC)
Полностью согласен с наличием указанной проблемы.
И истоки ее в "никоновской" реформации 17в., когда надо было как-то обосновать привлечение к службе (взамен повсеместно изгнанных священнослужителей Руськой Церкви) в русских церквях выходцев с Киевской духовной семинарии.
Тогда и появились такие незнакомые до этого миру утверждения-опоры официальной отечественной историографии как "Киев-мать городов русских", "Киевская Русь"(как суверенное гос.образование), "крещение Руси кн.Владимиром" и т.п., а всё, что свидетельствовало о расцвете государственности на наших землях и не связанное с "Киевом" и "единственной гос.образующей конфессией" - было намеренно брошено в топку (в прямом и переносном смысле) забвения. Потому ноне только в "европах" и остались документальные свидетельства о историческом прошлом наших земель, которые, надо признать, внимательно изучаются отдельными их исследователями. А нашим же - неинтересно, не там, ни тут! К сожалению...
alexpsw
Sep. 17th, 2016 01:27 pm (UTC)
Да, кстати о месторасположении поселения "Samar" - вот тут немного на тему - http://alexpsw.livejournal.com/230204.html
Ну, а копать там археологи согласились только за круглую сумму в миллионы рублев (и "получение открытого листа" - лишь верхушка айсберга этого зарытого сектора).
chester854
Sep. 17th, 2016 12:45 pm (UTC)
Пост интересный, но опубликован не в том сообществе, к тому же работы без открытого листа являются уголовным преступлением. Чем шире становятся известны памятники археологии, тем меньше шансов что они сохранятся для науки. Черные копатели настолько активно действуют, что в нашей области скоро не останется не ограбленных памятников, также как и в Ульяновской. Утрата самых важных артефактов - металлических изделий означает, что остальные находки станет сложнее атрибутировать, кроме того будет нарушен культурный слой!

Edited at 2016-09-17 12:46 pm (UTC)
krumza
Sep. 17th, 2016 01:31 pm (UTC)
А чем не походит данное сообщество? В принципе, если модераторы против - я парень покладистый, писать не буду.
Пусть у дипломированных археологов складывается уверенность, что если о памятниках археологии не писать, то их и грабить не будут.
Это грабёж давным-давно идёт такими темпами, что ни одного неразграбленного памятника уже давно не осталось. Сейчас идёт речь только об их полном и окончательном уничтожении
chester854
Sep. 17th, 2016 01:41 pm (UTC)
Даже строгий контроль со стороны государства не сможет защитить на 100% но тогда хотя бы не будет столь массовый характер. В Ульяновске был несколько лет назад свидетелем как ребёнок лет шести - семи сдавал на комиссию найденные монеты в антикварный магазин!
krumza
Sep. 17th, 2016 01:49 pm (UTC)
Ничего удивительного, что даже ребёнок 6-лет знает никакого строгого контроля нет и не может быть в принципе.
Пост, кстати не об этом.
Да и в других постах я хотел рассказать о находках сделанных как раз "Чёрными" археологами. Хотя мне и не нравится этот термин. Всё таки археологом может называться только учёный.
Давайте будем и дальше делать вид, что всё, что найдено не археологами - не существует. Кстати, когда мы в последний раз слышали о достижениях самарских археологов?
chester854
Sep. 17th, 2016 02:01 pm (UTC)
В прошлом году на день города была маленькая экспозиция от Самарского археологического общества. Вообще ежегодно в музее Алабина по завершении полевого сезона бывают лекции по памятникам, на которых работали самарские археологи. Находки копателей к сожалению за редким исключением потеряны как для науки, так и для нашей страны
krumza
Sep. 17th, 2016 02:06 pm (UTC)
Вот и я про то, что потеряны. При этом соотношение находок копателй и археологов я очень скромно оцениваю как 1 к 1000
( 19 comments — Leave a comment )
samarski_kray
Самарский край
___________________________________

Яндекс.Погода
___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________
Powered by LiveJournal.com