denataliya (denataliya) wrote in samarski_kray,
denataliya
denataliya
samarski_kray

Categories:

Учитель от Бога и гуманный подход

В церковь, куда я иногда заходила поставить свечку, пришел сильный и красивый мужчина. Он не знал как и что делать, видно - был в первый раз. Обычно сильных и красивых нерелигиозных мужчин в возрасте 35-40 лет в церковь приводят не самые веселые поводы. Если говорить конкретно, то ими движет отчаяние. Тот раз не стал исключением - у растерянного посетителя умирал ребенок. Врачи разводили руками, а мужчина не знал что делать.

В тот момент, когда он ставил свечку и молился, как научил его батюшка, в храм ворвался пьяный бродяга. Их тут подкармливали и давали одежду. Иногда они вели себя вот так - врывались в церковь, матерились, смеялись, пели... Блаженные.

Мужчина, оторвавшись от молитвы, направился к пьяному бродяге. На лице был гнев, руки сжимались в кулаки. Он подошел к пьянице близко, замахнулся и... Расплакался. И обнял его, крепко прижав к себе. Все смотрели на них и перешептывались. "Гуманность", - это слово не слетало тогда с уст людей. А мне хотелось смотреть на них бесконечно.

Когда я пишу материалы, мне часто говорят, что я усложняю. Но в этот раз я не могла обойтись без такой прелюдии, потому что именно этот эпизод из жизни у меня крепко ассоциируется со словом "гуманность". А речь пойдет именно о ней.



Знакомьтесь - Шалва Александрович Амонашвили. Советский учитель, психолог. Он - основоположник гуманной педагогики. Я побывала сегодня на его семинаре в школе 132, который состоялся в рамках встречи с финалистами конкурса "Учитель года России - 2016". И не могу не рассказать об этом, конечно.


Этот спокойный, скромный и самокритичный человек с выраженным кавказским акцентом - легенда педагогики. Он сумел отойти от стандартов. Более того, он вообще не признает стандарты, а его речь можно смело разбирать на цитаты. Хоть и говорит он простые, незамысловатые вещи.



"В педагогике выше всего стоит личность учителя, - считает он. - С учителя она начинается – ни с технологии, ни с программ, ни со стандарта. Это все вторично, а на первом плане – личность учителя. Где хорошие учителя – там хорошие дети. Что такое «хороший учитель»? Это учитель, который, в первую очередь, любит своих детей. Искренне и без условностей: прилежного ученика или хулигана. Потому что он - учитель, а они – дети. Перед учителем стоит сложная задача, судьбоносная задача: или сейчас учите или никогда этого уже не будет. В образовательном процессе ничего не повторяется, это субъективный процесс. Именно процесс, а не услуги, как многие сейчас привыкли".



"Что такое гуманная педагогика, - спрашивает Шалва Александрович. - Откуда она пришла? Нужна ли она сейчас? Когда я провожу семинар с учителями, спрашиваю их иногда: коллеги, кто считает себя гуманным учителем? Поднимите руки. Все поднимают руки. Все считают себя гуманными. Тогда я спрашиваю: а зачем вы пришли на семинар по гуманной педагогике, если вы уже такие? А потом выясняется, что в них гуманизма нету на самом деле. Они пока что не такие".



"Так, что это за педагогика? В первую очередь, хочу сослаться на классиков педагогики. От них эта педагогика и вырастает. Она вырастает из сердец «учителей от Бога». Читайте классиков, полюбите их. Классиков в этой сфере всего десять. Прочтите хотя бы одну книгу – Макаренко, Песталоцци, Сухомлинского. Читающий учитель – это читающая Россия. Читающий учитель – это культура России".



"Надо учиться у Песталоцци, как он любил детей. У него ничего не остается в жизни – ничего! Ребенок погибает у него, а он все равно не смог оторваться от своих сорока беспризорных детей, чтобы похоронить сына. Потому что они не могут быть без присмотра"



"Кто-то мне вчера шептал, что детей любить не надо. Надо быть профессионалом. А что такое профессионализм? Мне ответили, что профессионал – тот, кто знает предмет. А знание детей не надо? А уважать детей не надо? Любить их не надо? Иметь воображение о детях не надо? Только предметом владеть?".



"Все науки, все виды искусства – это поиск судьбы человека с помощью познаний законов внешнего мира. Но есть понятия "умно" и "дура". Они, вообще, все из латыни. Так вот: умно - сами понимание что. Это познание. А дура - разрушение связей".



"Хороший учитель должен быть всегда чуть недоволен результатом свой работы. Полная удовлетворенность - это крах".



В современной школе очень много учителей-троечников. И двоечники тоже ходят там. Их подпускать к детям нельзя, но некем заменить. Они уже есть там. Учитель-троечник проведет урок на «тройку», поставит на этом уроке «двойки», «тройки», «пятреки». А потом с помощью электронного дневника сделает донос родителям быстрее, чем ученик придет домой. А причем тут родители? Это ты создаешь педагогический процесс. И мотивация - в тебе. Это любовь. Полюбят тебя или нет. Если полюбят, то такое будут делать, что тебе и не снилось.



Многие директора школ хвалятся учениками, поступившими в вузы, но никто не может похвастаться тем, что оградил своих воспитанников от наркомании и криминала. Никто не может сказать - у нас такая педагогика, что нам это все не страшно. А ведь мы уже упустили детей. Не всех. Но часть упустили - они уже смотрят туда. И это необратимый процесс.



В любви ребенок добьется в два раза больше, чем без любви. О какой любви идет речь? О любой – христианской, исламской, буддистской. Любовь не имеет религиозности. Но в бездуховном обществе воспитание не состоится. Дух – это особая субстанция. Она не разлагается. Она вечная. Она есть, была и будет. Совершенствуйте дух, совершенствуйте себя. Тогда вы будете совершенствовать детей.

Tags: образование
Subscribe
promo samarski_kray august 11, 19:12 11
Buy for 100 tokens
Полагаю, многие уже в курсе отличной новости, что в Самаре возродят легендарный фестиваль "Рок над Волгой"? Он пройдет на "Самара Арене" в 2020 году. Губернатор Дмитрий Азаров пообещал перезагрузку фесту - новый формат, но ту же атмосферу. А помните, как все начиналось в 2009 году? Подумать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments