?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Под определение «мошенничество» попадают многие незаконные действия в самых различных сферах, в том числе и в сфере банковской деятельности.

Мошеннические действия в банках можно условно разделить на несколько групп:

Мошенничество при кредитовании - зачисление сумм, предназначенных для погашения долга, на другие счета, оформление кредитов на несуществующих заемщиков, оформление кредитов без ведома клиентов;

Мошенничество при рассчетно-кассовом обслуживании - несанкционированное списание сумм со счета, подмена купюр фальшивыми, вытягивание банкнот из пересчитанной пачки;

Мошенничество с депозитами - изъятие внесенных средств, преуменьшение сумм в документах, списание средств без ведома клиента.

Большинство банковских махинаций осуществляются в филиалах и отделениях банков, где меньше контроля, а не в крупных головных офисах. В таких условиях сотрудников меньше, но они вовлечены в большее количество бизнес-процессов, что открывает более широкие возможности для незаконной деятельности.

В банковской сфере злоупотребления со стороны персонала - достаточно распространенное явление. Мировая практика показывает, что в мелких банках злоупотребления случаются гораздо чаще, чем в крупных. Это связано, в первую очередь, с совмещением в мелких банках одним человеком нескольких должностей, что позволяет совершить хищение в качестве кассира, а потом скрыть его в качестве бухгалтера.

Рассмотрим основные способы возможных мошенничеств по банковским подразделениям.

Мошенничество при расчетно-кассовом обслуживании.

Наиболее распространенными методами являются следующие:

1. "Открытая" недостача. Из кассы банка похищается крупная сумма и это никак не скрывается, так как кассир надеется скрыться до начала ревизии кассы. Этот метод, как и некоторые далее рассмотренные мошенничества, имеет, в основном, историческую ценность, так как в большинстве банков в настоящее время налажен достаточно жесткий контроль и осуществляется ежедневная инвентаризация остатков в кассе.

2. Фабрикация денежных документов, прикрывающих недостачу. После взятия денег из кассы "на время" и отсутствия возможности их вернуть, возможна фабрикация денежных документов на сумму недостачи (например, выписка расходного ордера).

3. Кассир якобы ошибся. Изымается небольшая сумма денег, докладывается о недостаче, которая якобы возникла в силу ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы.

4. Хищение денег посторонним лицом. Такая возможность появляется в случае небрежности кассиров, позволяющих заходить в помещение кассы посторонним лицам. Существует также множество способов обмана мошенниками беспечного и неопытного кассира.

В зарубежной практике известен случай, когда при проверке кассы ревизор уничтожил свой собственный чек. Однако такие действия не эффективны в случае, если чек уже занесен в реестр чеков. В отдельных случаях уничтожают чеки компаньона. В результате у кассира возникнет недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход.

Лицо, совершающее преступление, не обязательно должно являться служащим банка. При отсутствии соответствующим образом оборудованного рабочего места кассира хищение может совершить и постороннее лицо.

5. Сокрытие привлеченного депозита. Клиенту выдаются все необходимые документы о привлечении его денег на депозит, но эти деньги не «оприходуются». По истечении срока депозита (мошеннические операции обычно совершаются с депозитами на длительный срок) деньги ему возвращаются путем «не оприходования» средств, положенных на депозит другим клиентом (так называемая "операция перекрытия"). Почти всегда при таких махинациях недостача продолжает возрастать, пока уловка не раскрывается с печальными для кассира последствиями.

Разновидностью сокрытия депозита может быть некоторое занижение в банковских документах реально внесенной суммы. Если занижение суммы незначительно, срок и проценты достаточно велики, а клиент не любит проверять правильность исчисления полученного дохода, то может даже не возникнуть необходимость в компенсировании ранее взятого депозита, так как "набежавшие" проценты замаскируют воровство.

6. Списание средств со счетов клиента. При бухгалтере, не внимательно следящим за движением денег на счете своего предприятия, деньги могут списываться на третью фирму. Если клиент обнаружил списание - мошенник перед ним извиняется и деньги возвращаются. Если клиент ничего не заметил - доход получен.

7. Перечисление денег от имени банка. Деньги снимаются не с расчетного счета клиента, а делается платеж от имени банка на какую-нибудь фирму, например, "на покупку компьютера", "за консультационные услуги", доход по депозиту и т.д. при отсутствии (или фабрикации) подтверждающих документов.

8. Подмена настоящей валюты поддельной. Банкам и их работникам доверяют. Это дает возможность сбывать через банк фальшивые денежные знаки. Хотя подмена фальшивыми долларами, немецкими марками случается довольно часто (особенно в обменных пунктах), кассиры крупных банков предпочитают рисковать реже. Вместо новых купюр они отдают клиенту старые и потрепанные, которые трудно реализовать за полный номинал. Бывали случаи, что ранее выданные купюры те же кассиры через некоторое время принимали у клиента, отчаявшегося их реализовать, за часть номинала. Затем эти купюры снова всовывались в пачку невнимательному клиенту и история повторялась. В зарубежной практике распространена подмена фальшивых векселей и других ценных бумаг.

9. Вытягивание денег из пачек. Если клиент получает достаточно крупную сумму денег, то в банке ему часто нет возможности пересчитывать количество денег в каждой пачке. Деньги без подсчета увозятся из банка и только у себя в офисе кассир клиента их пересчитывает. Обнаруживается недостача, на которую кассир банка реагирует с олимпийским спокойствием: Нужно было пересчитывать в банке!". Если клиент обнаруживает недостачу в банке, то перед ним извиняются и выдают деньги правильно.

В зарубежной практике из стандартных пакетов изымаются векселя или векселя на крупные суммы подменяются векселями более мелкого достоинства.

10. Обман малограмотных, доверчивых клиентов. Порой наивные люди готовы подписать все бумаги, что им предложат в банке. Этот же метод применяется и к плохо видящим гражданам, за которых кассир заполняет все документы и говорит: «Распишитесь вот здесь».

11.Списание недостачи на другие подразделения банка. При доступе работников кассово-расчетного центра к бухгалтерским документам возникшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где недостача может обнаружиться лишь через определенный период времени. Затяжка во времени позволяет запутать ситуацию.

Методы борьбы с кассово-расчетными мошенничествами.

Для того, что бы в кассово-расчетных центрах банков минимизировать возможность махинаций, необходимо:

- Проводить частые необъявленные пересчеты наличных денег как в кассах, так и в хранилище.

- Работа в кассе должна быть как можно меньше связана с бухгалтерскими банковскими операциями.

- Работники кассы не должны заниматься оформлением депозитных договоров или выпиской депозитных сертификатов.

- Только кассиры должны работать с наличными деньгами. Если к деньгам допущен проверяющий кассу ревизор или аудитор, то со стороны работников кассы за ним должен быть организован контроль.

- Кассирам нельзя позволять заполнять документы за своего клиента. Если клиент малообразован или болен, помочь составить документы должен специальный работник, не связанный с расчетно-кассовым обслуживанием.

- Все операции, проходящие через кассира, должны надлежащим образом идентифицироваться как прошедшие его операционную обработку. На всех запакованных деньгах следует ставить фамилию кассира и дату помещения денег в упаковку.

- Недопустимо даже по просьбе клиента хранение сберегательной книжки клиента, его депозитного сертификата, клиентского экземпляра договора депозита и т.д. у работника расчетно-кассового центра.

- Категорически запрещено оставлять большие суммы наличных денег на виду у посетителей или посторонних для кассы работников банка. Существует много уловок отвлечения кассира и «выуживания» денег.

- Все отправления денежных средств должны проходить проверку должностным лицом с тем, чтобы фиктивные перемещения денег не могли использоваться для операции «перекрытия».

- Недостачи или излишки, обнаруженные в кассе, должны немедленно отражаться в сводном бухгалтерском учете.

- Жалобы клиента на расчетно-кассовый центр рассматриваются должностным лицом, непосредственно не связанным с работниками указанной структуры.

Полиция напоминает: соблюдая элементарные правила, Вы можете обезопасить себя и своих близких от действий мошенников. В случае, если Вы стали жертвой обмана, незамедлительно обращайтесь за помощью в ближайший территориальный отдел полиции, контакты находятся здесь. Также Вы можете оставить свое обращение в электронном виде.

promo samarski_kray октябрь 4, 15:56 24
Buy for 100 tokens
В моей руке вы видите бутылку вина, которое не купишь ни в одном магазине: Романтическое название "Жигулевская лоза" ему придумали студенты самарского политеха, которые обучаются на факультете пищевых производств. На самом деле, здесь обучают не только виноделию, но также производству…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 26th, 2018 05:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
shahtara
Jan. 26th, 2018 06:35 am (UTC)
Это точно ) афферисты
inst_ru
Jan. 26th, 2018 07:08 am (UTC)
Ну, у Сбербанка есть ещё один излюбленный способ: принудительное навязывание дополнительной платной услуги на исполнение бесплатной базовой услуги.
human_oid
Jan. 26th, 2018 08:38 am (UTC)
Например?
Расскажи подробнее
urivladimirovic
Jan. 27th, 2018 06:54 am (UTC)
Самая главная афёра в банках - это электронные деньги, вроде деньги твои...были, а фактически они уже только в банке и банк может ими распорядится по своему усмотрение, в зависимости от ситуации. У меня вот такое мнение...
( 5 comments — Leave a comment )
samarski_kray
Самарский край
___________________________________

Яндекс.Погода
___________________________________


___________________________________

image-0-02-04-0fcbd31049e05ca23c92ec90a7ba0807066983fc843e6abc88488f4a1fba8ed2-V_Snapseed1.jpg
___________________________________


___________________________________


___________________________________
Powered by LiveJournal.com