Денис Волков также является гендиректором ГК «ЭкоВоз», которая разработала нескольких интересных проектов для региона. Их цель – использовать отходы вторично, после переработки, как это происходит во всем цивилизованном мире. Как это выглядит технически? Смотрите на видео:
Другие актуальные вопросы по экологической обстановке в Самаре и Тольятти, читаете в текстовом интервью:
- Денис Александрович, помимо строительства экотехнопарка, есть другие серьезные вопросы, связанные с экологией. Не могу не поинтересоваться – что вы, как депутат, член комитета по охране окружающей среды, готовы предложить для решения ситуации. Проблема же не только в свалках, но и в выбросах промышленных предприятий?
- Очень большая проблема заключается в состоянии стационарных станций контроля воздуха – они построены 40 лет назад, и мониторят только 23 показателя выброса вредных веществ. А если мы возьмём, например, Тольяттиазот или СИБУР, то они осуществляют выбросы, в которых имеются 70-80 показателей. А если говорить в общем, то имеются 100-120 параметров, которые нужно контролировать. Помимо крупных предприятий, сейчас в Тольятти появились и небольшие производства, которые что-то делают, например, для АВТОВАЗа. И их вообще никто не контролирует. Если на крупные предприятия приезжают контролирующие органы, то мелкие конторы не контролирует никто. Поэтому первое, что нужно сделать – выявить все предприятия-загрязнители воздуха. Второе – сделать станции. Причем они должны быть сертифицированы, чтобы была возможность предприятия наказывать.
В ТГУ (Тольяттинский государственный университет, - прим.ред.) есть профильная сертифицированная лаборатория, которая как раз занимается контролем состояния почвы, воды и воздуха. И сейчас университет готовит предложение к мэрии Тольятти с тем, чтобы подключить к вопросу экологической обстановки в городе научное сообщество.Чем это хорошо? Его члены смогут не просто констатировать превышения, но и объяснять как именно оно скажется на человеке и окружающей среде.
Второй момент, который наложил отпечаток на экологическую обстановку в городе – лес, который сгорел (сентябрь 2010 года, - прим. ред.). Он частично забирал выбросы, в том числе от автотранспорта. И самое поразительное – за такие ЧП не с кого спросить.
- Минлесхоз?
- Минлесхоз отказался от зеленых зон два года назад. Теперь, по закону, они относятся к городу, в этой связи сократили лесничество. Пока его вновь не восстановят, вопрос не будет решен. Для Тольятти это очень важно - контроль и озеленение. И надо также разработать программу по озеленению городу.
Страшные последствия лесных пожаров 2010 года в Тольятти. Фото - tltgorod.ru
- Сейчас в городе наблюдается активность гражданского сообщества в связи с экологической обстановкой. Как вы считаете, люди, которые не являются экологами, учеными и в принципе опираются только на личные ощущения, могут на что-то повлиять своими пикетами?
- Люди могут до конца что-то не понимать в вопросах химических выбросов в воздух, но они встают рано утром и у них першит в горле, за окном неприятный запах. Их можно понять. Ведь им даже никто не может разъяснить ситуацию. Может быть, их недовольство подтолкнет городскую власть быстрее решать проблему.
- Не могу не спросить про тему с единым региональным оператором по обращению с отходами. Когда же мы узнаем – кто это будет?
- До конца года вопрос однозначно должен решиться. Потому что с 1 января 2019 года законодательство будет меняться. Сейчас для определения будущего регоператора подготовлены все конкурсные процедуры. Но для того, чтобы он начал работать, нужно подготовить два момента – территориальную схему по обращению с отходами и региональную программу по развитию. То есть, регоператор должен видеть какие перспективные объекты будут строиться. К территориальной схеме есть определенные замечания - к сожалению, большая часть свалок на территории области, в том числе и те, которые мы выявляли с народным фронтом, на эту схему не попала. Какая проблема в этом для регоператора? По закону, он обязан будет убирать все вновь образованные свалки. Как определить новая она или старая? Те свалки, которых в территориальной схеме нет – это новые. А у нас как получилось? 20 муниципалитетов и 6 городов указали, что у них вообще свалок нет. Для чего чиновники это сделали? Для того, чтобы с 1 января, когда к ним придет проверяющий орган, они сказали – а это не наша свалка, пусть регоператор ее убирает, а у нас денег на это нет. А регоператор, в свою очередь, должен найти эту свалку, найти собственника, если такового нет, то он должен сам убрать эту свалку, а потом взыскивать с муниципалитета. Но мы понимаем, что у муниципалитета этих денег нет.
- В среднем, сколько стоит убрать свалку?
- В территориальную схему попало 172 гектара свалок. Но фактически мы имеем 360 гектар. В ТГУ подсчитали, что для уборки такой территории нужно около двух миллиардов рублей. Получается, мы предприятие заранее загоняем в предбанкротное состояние. При этом, у регоператора функций намного больше, чем уборка свалок – они фактически обеспечивает всю чистоту. Специальные контейнеры, переработка и так далее. Надеюсь, министерство доработает этот вопрос. Чтобы регоператор мог заходить и работать в нормальных условиях.
При этом, мы понимаем, почему оператор будет убирать все новые свалки – потому что он будет собирать деньги со всех жителей Самарской области. Мы понимаем, что этот мусор не привезли из соседнего региона. Он наш с вами. Поэтому регоператор должен сделать так, чтобы новые свалки не образовывались - если они появляются, например, в прибрежной зоне, значит надо там контейнеры поставить. Это комплексная работа, которую компания должна начать с чистого листа.
Одна из стихийных свалок в Красноярском районе
- Стоит ли в этой связи ожидать повышения тарифа на вывоз мусора для населения. Именно это мы сейчас можем видеть в Санкт-Петербурге, где у жителей МКД фактически увеличилась итоговая цифра в квитанциях.
- Если мы берем крупные города, то вывоз мусора у нас заложен в строке «содержание». И с вас УК собирает деньги за эту услугу, исходя из расчета на квадратный метр. А по факту выходит, что оплата идет по численности проживающих. Когда появится регоператор, строка «содержание» должна уменьшиться, и появиться другая - вывоз, переработка. Вот здесь важно, чтобы министерство четко отработало эту схему, потому что УК, конечно же, будут говорить о том, что у них нет денег.
- Но в целом, колебания в квитанции будут?
- Скорее всего, будут. Но министерство ЖКХ пока не ответило на этот вопрос. Все будет зависеть от того, как пройдут торги. Регоператор не имеет права извлекать выгоду, он лишь аккумулирует процесс, но будут заключаться договора с транспортировщиками мусора, теми, кто будет заниматься вывозом. И от стоимости их работ будет зависеть этот показатель. Еще один момент – население не платило за негативное воздействие на окружающую среду, платили только юридические лица. А с приходом регоператора они начинают платить. И это правильно, потому что каждый из нас производит мусор и оказывает определенное влияние на окружающую среду. Эта срока - дополнительный стимул для строительства новых перерабатывающих мощностей, как во всем цивилизованном мире. Потому что сейчас мы платим в зависимости от объема, который вывозим на полигон, получается – чем больше мы переработаем, тем меньше заплатим. Это тоже отразится на тарифе. Но об этом можно будет говорить лишь тогда, когда мы запустим проекты, о которых я рассказывал сегодня. Когда мы уже начнем производить вторсырье и реализовывать его.
Community Info